С 25 февраля 2023 года начинается поэтапный переход субъектов Российской Федерации на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства

С 25 февраля 2023 года в соответствии с приказом Минстроя России № 1133/пр от 27 декабря 2022 года вступила в действие Федеральная сметно‑нормативная база в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 года (ФСНБ-2022).

 

С момента публикации ФСНБ-2022 в январе 2022 года к ней выпущено пять дополнений и изменений. На момент вступления в силу база включает более 53 000 сметных норм и порядка 42 000 строительных ресурсов. В том числе более 600 сметных норм разработаны Главгосэкспертизой.

 

ФСНБ-2022 была разработана во исполнение поручений в рамках реализации Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным от 10.12.2020 № 11789п-П16.

 

Кроме того, Минстроем России совместно с Главгосэкспертизой в рамках указанного Плана мероприятий проведена масштабная работа по подготовке к переходу на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства, в частности:

 

- актуализирован Классификатор строительных ресурсов (далее – КСР) в части учета в кодах КСР девяти знаков в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2);

 

- актуализированы и синхронизированы сборники сметных цен строительных ресурсов ФСНБ-2022 (ФССЦ, ФСЭМ) и КСР в части номенклатуры и стоимостных показателей строительных ресурсов (в уровне цен на 01.01.2022);

 

- обеспечено создание и функционирование механизма расчета и установления нормируемой заработной платы рабочих-строителей с непосредственным участием субъектов Российской Федерации.

 

В соответствии с требованиями Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» (далее – Правила мониторинга), начиная с I квартала 2023 года, но не позднее III квартала 2023 года в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее – ФГИС ЦС) должны быть размещены сметные цены строительных ресурсов и информация об индексах изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов (далее – Индексы по группам однородных строительных ресурсов) для всех субъектов Российской Федерации, что, в свою очередь, будет являться фактом их перехода на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства.

 

При этом переход субъектов Российской Федерации осуществляется поэтапно, по мере готовности к такому переходу органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляют в Главгосэкспертизу обращения с предложением о расчете Индексов по группам однородных строительных ресурсов на очередной квартал с приложением отчетных данных о текущей стоимости строительных ресурсов с обосновывающими документами, в соответствии с требованиями пункта 26.1 Правил мониторинга.

 

Таким образом, начиная с III квартала 2023 года в рамках реализации всех новых проектов строительства реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства на территории Российской Федерации необходимо применять ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства, при котором источниками формирования сметной стоимости строительства одновременно будут являться данные о сметных ценах из ФГИС ЦС и сметные цены в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2022 года из ФСНБ-2022, с Индексами по группам однородных строительных ресурсов, информация о прямых сметных ценах которых будет отсутствовать в ФГИС ЦС.

 

Так, к настоящему моменту рассчитаны и размещены в ФГИС ЦС в разделе «Сметные цены и индексы изменения сметной стоимости строительства» сметные цены и Индексы по группам однородных строительных ресурсов на I квартал 2023 года для заявившихся семи пилотных субъектов Российской Федерации: Ивановской области, Ростовской области, Нижегородской области, Новосибирской области (1-4 ценовые зоны), Курской области, Оренбургской области и Приморского края.

 

Следует отметить, что переход к определению сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом пока не распространяется на объекты капитального строительства, имеющие отраслевую специфику (автомобильные дороги (за исключением дорог с грунтовым покрытием), искусственные дорожные сооружения, объекты железнодорожной инфраструктуры, объекты магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, объекты использования атомной энергии, линейных объектов капитального строительства – воздушных линий электропередачи, объекты строительства алмазодобывающей промышленности, объекты космической отрасли), для которых Минстроем России публикуются индексы изменения сметной стоимости, учитывающие указанную отраслевую специфику таких объектов.

Источник: https://fgiscs.minstroyrf.ru/